Александровский муниципальный округ Бардымский муниципальный округ Березовский муниципальный округ Большесосновский муниципальный район Верещагинский городской округ Гайнский муниципальный округ Горнозаводский городской округ Город Березники Город Кунгур Город Пермь Городской округ "Город Кизел" Городской округ "Город Кудымкар" Гремячинский городской округ Губахинский городской округ Добрянский городской округ Еловский муниципальный округ ЗАТО Звездный Ильинский городской округ Карагайский муниципальный округ Кишертский муниципальный округ Косинский муниципальный округ Кочевский муниципальный округ Красновишерский городской округ Краснокамский городской округ Кудымкарский муниципальный округ Куединский муниципальный округ Кунгурский муниципальный район Лысьвенский городской округ Нытвенский городской округ Октябрьский городской округ Ординский муниципальный округ Осинский городской округ Оханский городской округ Очерский городской округ Пермский муниципальный район Сивинский муниципальный округ Соликамский городской округ Суксунский городской округ Уинский муниципальный округ Чайковский городской округ Частинский муниципальный округ Чердынский городской округ Чернушинский городской округ Чусовской городской округ Юрлинский муниципальный округ Юсьвинский муниципальный округ

Безопасные и качественные автомобильные дороги

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году


Дорогами преобразований

Сегодня в дорожной отрасли страны происходят позитивные перемены, свидетелями которых являются жители всех российских субъектов. Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и на региональных и местных автомобильных дорогах. Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных перед дорожниками главой государства.

Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартовавший в 2019 году и ставший логичным продолжением совместной работы федеральных и региональных ведомств дорожного хозяйства. Импульс их успешному сотрудничеству дал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», реализованный в 2017–2018 гг. в 36 регионах. Нацпроект значительно расширил географию: он стартовал в 83 субъектах Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 104 городских агломерациях. Ключевая цель — повышение качества жизни населения. 

В 2019–2020 годах работа по нацпроекту проводилась сразу по четырем направлениям. Под эгидой Минтранса России — проекты «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Министерство внутренних дел Российской Федерации курирует проект «Безопасность дорожного движения», Министерство обороны Российской Федерации — «Автомобильные дороги Минобороны России». 

Итоги дорожного сезона 2020 года

В 2020 году в 83 российских регионах благодаря нацпроекту отремонтировано, реконструировано и построено 16,5 тыс. км дорог. Благодаря своевременно заключенным контрактам и ранней весне во многих регионах работы удалось закончить раньше срока.

В рамках федерального проекта «Дорожная сеть», входящего в состав национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в 2020 году работы проводились более чем на 7 тыс. объектов. В нормативное состояние приведено 145 млн кв. м дорожного покрытия в пределах городских агломераций, а также на автомобильных дорогах регионального значения.  Это соразмерно площади 20 000 футбольных полей.

Одна из важнейших задач при реализации нацпроекта — использование наилучших технологий и материалов. В ходе ремонтных работ практически во всех регионах активно внедряются применяемые на федеральных трассах и доказавшие свою результативность передовые практики. Более половины заключенных в 2020 году контрактов на ремонт дорог предусматривали использование современных технологий.

Отдельное внимание уделено мероприятиям по повышению безопасности на дорогах. Так, в 2020 году на объектах нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установлено более 2,9 тыс. светофоров и порядка 173 тыс. дорожных знаков, обустроено около 788 тыс. пог. м барьерного и 319 тыс. пог. м пешеходного ограждения, а также более 708 тыс. пог. м освещения. Все это поможет сохранить жизни и здоровье водителей и пешеходов.

Общее финансирование федерального проекта «Дорожная сеть» в прошлом году составило более 300 млрд руб., из которых более 134 млрд — федеральная поддержка с учетом дополнительно выделенных средств, и почти 172,5 млрд — средства региональных дорожных фондов. Так, на развитие дорожной сети регионов России в 2020 году дополнительно выделены 100 млрд руб., из которых 52,5 млрд руб. направлены на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Дороги для людей

Ключевая цель национального проекта — повышение качества жизни населения. Именно поэтому особое значение уделено восстановлению дорог, ведущих к социально значимым объектам.

В частности, в течение двух лет реализации нацпроекта в нормативное состояние привели более 800 участков дорог, ведущих к медицинским учреждениям. Часть из них отремонтирована в 2019 году, другие вошли в перечень объектов 2020 года.

Также за два года реализации нацпроекта в 83 регионах страны отремонтировали и обустроили около 1400 улиц общей протяженностью 1,3 тыс. км, ведущих к детским образовательным и досуговым учреждениям, при этом большая часть объектов сдана в эксплуатацию до начала нового учебного года. С целью повышения безопасности дорожного движения вблизи школ и детсадов работы проводились комплексно. Как правило, на объектах помимо ремонта дорожного полотна специалисты выполняли обустройство пешеходных переходов, устанавливали светофорные объекты, барьерное ограждение, дорожные знаки, наносили разметку. 

Проект «Улица Победы»

В 2020 году стартовал проект «Улица Победы» — в канун празднования 75-летия Великой Победы дорожники всей страны прилагали максимум усилий, чтобы улицы, носящие имена героев или событий тех времен, были приведены в порядок.

Патриотическая акция затронула все регионы-участники нацпроекта, в результате в перечень объектов вошли более 400 победных улиц. Так, в Севастополе в нормативное состояние приведена одна из главных городских магистралей — проспект Победы. В Ленинградской области обновлено дорожное покрытие на трассе Санкт-Петербург — Морье, известной как «Дорога жизни». Во время Великой Отечественной войны это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Масштабные работы проведены в Краснодарском крае: в Новороссийске обновлены улицы Жуковского и Мира, в Сочи — улицы Чебрикова, Турчинского, Есауленко и Гастелло, в Краснодаре — улицы Володи Головатого, 40-летия Победы и 30-й Иркутской дивизии.

Проект «Улица Победы» стал инициативой ряда российских регионов. Её поддержало Министерство транспорта РФ. Важной задачей проекта стало не только приведение в нормативное состояние городских улиц, проспектов и площадей, но и повышение внимания россиян к истории нашей страны, подвигу советского народа и роли каждого региона в Великой Отечественной войне. 

Всероссийская онлайн-олимпиада

В рамках нацпроекта 30 ноября 2020 года в России стартовала онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» на знание основ правил дорожного движения для школьников 1-4 классов. Мероприятие, организованное в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», проходило на платформе Учи.ру и состояло из интерактивных обучающих и тестовых заданий. Организаторами мероприятия выступили Автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты» совместно с ГУОБДД МВД России, Минтрансом России и Росавтодором.

 В течение двух недель в онлайн-олимпиаде приняли участие 2 246 220 школьников из 85 регионов. Онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» стала одним из самых популярных соревнований за историю Учи.ру, объединив рекордное число детей. Лучше всего с заданиями справились учащиеся первых классов, труднее всего олимпиада далась третьеклассникам. Легче других для школьников оказались задания, связанные со знанием дорожных знаков, а больше всего ошибок допущено при ответах на вопрос о переходе наземного пешеходного перехода с велосипедом. По окончании олимпиады участники получили не только сертификаты и памятные дипломы, но и знания основ безопасного поведения на дорогах. 

Мосты и путепроводы

Сегодня актуальной проблемой региональной дорожной сети является состояние мостов и путепроводов. Как правило, такие сооружения являются жизненно важной частью не только местной, но и межрегиональной транспортной инфраструктуры. Последствия их разрушений или просто ограничение движения вызывают существенные потери для экономики и значительные неудобства для населения.

На сегодняшний день количество заявленных регионами искусственных сооружений составляет 5,7 тыс. единиц. Общая протяженность аварийных и предаварийных мостов, путепроводов и эстакад возросла до 290 тыс. пог. м. Исходя из этого, предварительная оценка федеральной поддержки для приведения этих объектов в нормативное состояние составляет 370 млрд рублей.

До 2024 года регионам направят 200 млрд в целях приведения в норматив 100 тыс. пог. м мостов и еще 87,8 млрд — для строительства 121 путепровода.

Первые шаги по улучшению состояния искусственных сооружений на региональных дорогах уже сделаны ― в этом году части субъектов уже выделены федеральные средства на проведение работ в рамках нацпроекта. При этом внимание уделено как крупным мостовым сооружениям, так и небольшим, но очень значимым для населения объектам.  

Взаимодействие с населением

Отличительной чертой национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является его открытость для населения. В течение почти двух лет реализации жители страны стали полноправными участниками процесса развития дорожной инфраструктуры: у них есть возможность высказывать свои пожелания и замечания, следить за проведением работ в режиме on-line.

В течение 2020 года по разным каналам связи (официальный интернет-ресурс дорожного нацпроекта, социальные сети, «Карта убитых дорог», приложение «Госуслуги. Дороги» и т.д.) от жителей регионов поступило порядка 11 тысяч обращений, касающихся реализации нацпроекта (для сравнения, в течение всего 2019 года таких обращений было около 6 тысяч), и этого говорит о том, что интерес к дорожной теме растет. Люди активнее включаются в обсуждение новых объектов, вносят свои предложения. Многие участки дорог в регионах отремонтированы по просьбам местных жителей. 

Новый транспорт — городам

Уделено внимание и обновлению городского транспорта. В 2020 году Минтранс России в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» начал оказывать содействие регионам в обновлении пассажирского транспорта. Федеральная поддержка осуществлялась с применением механизма лизинга — путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60 % от их стоимости.

В 2020 году более 650 новых автобусов, троллейбусов и трамваев появились в 14 городских агломерациях: Белгородской, Воронежской, Екатеринбургской, Ивановской, Пермской, Казанской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Самарско-Тольяттинской, Череповецкой, Ульяновской и Ижевской. Всего в конкурсе участвовали 60 городских агломераций – участниц нацпроекта. Заявки оценивались по более чем 20 критериям, в числе которых — состояние транспортной инфраструктуры, использование безналичной оплаты проезда, ценовая доступность, развитие газозаправочной инфраструктуры.   

Переформатирование нацпроекта

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» продлен до 2030 года. Перед дорожниками поставлены амбициозные цели и масштабные задачи. В 2021 году в его состав вошли два новых федеральных проекта: «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети». В соответствии с поручением Президента РФ, данным на Госсовете по дорогам в июне 2019 года, в нацпроекте, начиная с 2022 года и в горизонте до 2030 года будут предусмотрены мероприятия по ремонту и реконструкции аварийных и предаварийных мостов и искусственных сооружений, а также мероприятия по строительству путепроводов на региональных и местных дорогах. Мероприятия будут реализованы в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть».

Кроме того, с 2021 года к числу участников нацпроекта присоединилась Санкт-Петербургская агломерация, а через 4 года нацпроект существенно расширит границы. Так, с 2025 года в проект включены задачи по приведению к 2030 году в нормативное состояние до 85 % дорог в агломерациях с населением от 100 до 200 тысяч человек (51 агломерация), а также населенных пунктов Дальневосточного Федерального округа с численностью населения свыше 20 тысяч человек.

Мнение жителей страны о качестве проводимых работ также будет учитываться в паспорте проекта. В проекте появились новые показатели удовлетворенности граждан качеством и доступностью дорог, качеством транспортного обслуживания, а также безопасностью дорожного движения.

Документы для скачивания

pdf, 774.74 КБ